Патриотическое воспитание

Патриотический военно-спортивный клуб "Вертикаль"

Патриотическое воспитание

КОНКУРС НА ПРЕМИЮ ГЛАВЫ ГОРОДА  ЛАНГЕПАСА РАБОТНИКАМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА

 

 

 

 

Костюченко Ростислав Владимирович

педагог дополнительного образования, учитель ОБЖ

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

 

 

 

 

 

 

 

Формирование

гражданско-патриотических качеств личности обучающегося

 

  

2007 г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………  3

Методы формирования гражданско-патриотических качеств

личности  …………………………………………………………………………  9

Формирование  гражданско-патриотических качеств воспитанников патриотического военно-спортивного клуба «Вертикаль» ………………….. 10

Формирование  гражданско-патриотических качеств

обучающихся  на уроках  ОБЖ  ………………………………………………..  18

Заключение …………………………………………………………………. .…. 22

Литература ………………………………………………………………………. 24

Приложения

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

                                        Историческое значение каждого русского человека

                                       измеряется его заслугами Родине, его человеческое

                      достоинство – силой его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

       Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском  обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

       Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

       Прежде чем освещать возможные практические подходы и формы работы в данном направлении, необходимо определиться с многообразием понятии и терминов.

       Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

       За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.  Обобщая  можно дать такое определение:

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее   развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

       Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

       Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

       Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [18].

       Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее  честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [19].

       Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

*    чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

*    уважительное отношение к языку своего народа;

*    заботу об интересах Родины;

*    осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

*    проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

*    гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;

*    гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

*    уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

*    ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

*    гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

     Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.

     Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

     Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

     Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И.Ф.Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты [19].

       Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А.Пашкович [14], Т.А.Касимова [9],  Н.К.Беспятова [3],  Буторина Т.С. [4], Т.А.Орешкина [6] и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.

     Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что  именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

     Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.

 

       К настоящему времени уже сформирована определенная нормативно-правовая база патриотического воспитания. Имеются постановление Совета Министров РСФСР № 253 от 14 мая 1991 года «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР», Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года, Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 года, распоряжение Президента РФ «О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов) от 9 апреля 1997 года, обновленный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года, утвержденная в марте 1998 года Концепция военно-патриотического воспитания и постановление Правительства РФ «О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» от 31 де­кабря 1999 года.

       Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»  (от 11.06.2005г. №422), а также подпрограмме МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001-2005 годы), в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми.

       В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

       Описываемый педагогический опыт естественно вписывается в деятельность СОШ № 4, являясь неотъемлемой частью программы «Система гражданско-патриотического  воспитания  МОУ  «Средняя  общеобразовательная  школа № 4»  г. Лангепаса.

       Описываемый опыт отражает педагогическую деятельность автора в качестве

руководителя Патриотического военно-спортивного клуба «Вертикаль» (3 года), а также    преподавателя    предмета  «Основы  безопасности  жизнедеятельности» (9 лет).

 Цель:  разработать   и   апробировать  комплекс  педагогических  условий 

             для  формирования в подростках  качеств гражданина и патриота в рамках

             уроков  ОБЖ  и  патриотического военно-спортивного     клуба

             «Вертикаль».

Задачи:

1)          отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности;

2)          организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;

3)          обеспечить возможности для самореализации, социализации  подростков;

4)          демонстрировать подросткам значимость их деятельности, признание  и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

 

Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности

       В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, выделил для себя группы методов, которые могут быть представлены следующей таблицей:

п/п

Группа методов

Методы

Свойства методов

I.

Методы

формирования

сознания

личности

Убеждение, внушение, беседы, лекции,

дискуссии,

метод примера     

Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

II.

Методы органи-зации деятель-ности и форми-рования опыта гражданского поведения

Педагогическое требование, требование коллектива, обще-ственное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуа-ций, коллективное творческое дело,  метод проектов

Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

III.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка,  создание ситуации успеха

Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

 

       Считаю важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности, активности воспитанников;

- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;

- принцип опоры на положительное в человеке;

- принцип включения в деятельность.

 

Формирование  гражданско-патриотических качеств воспитанников патриотического военно-спортивного клуба «Вертикаль»

       Патриотический военно-спортивный клуб «Вертикаль» создан в сентябре 2004 года на базе МОУ «СОШ № 4» после того, как были разработаны нормативные документы:

*    Устав патриотического военно-спортивного клуба «Вертикаль» (приложение  1);

*    Положение о патриотическом военно-спортивном клубе «Вертикаль» (приложение  2);

*    Структура патриотического военно-спортивного клуба «Вертикаль» (приложение 3);

*    Механизм реализации образовательных программ патриотического военно-спортивного клуба «Вертикаль» (приложение  4);

*    Механизм реализации учебных и тренировочных занятий патриотического военно-спортивного клуба «Вертикаль» (приложение 5);

*    Программа работы патриотического военно-спортивного клуба «Вертикаль» (приложение 6);

*    Календарно-тематическое планирование патриотического военно-спортивного клуба «Вертикаль» (приложение 7);

*    Заявление о приеме в клуб.

       ПВСК "Вертикаль" является структурным подразделением МОУ «СОШ №4», созданным для развития молодёжной инициативы в деле воспитания патриотов Родины на основе изучения истории Отечества, военного дела, физической закалки и подготовки к службе в Вооружённых Силах.

       Содержанием деятельности клуба являются учебные занятия, тренировки, военно–тактические игры, соревнования, организация показательных выступлений, современное многоборье, хореография, внедрение компьютерных технологий,  видео- и фотомонтаж, разработка сайтов, презентаций (приложение 8).

        За время работы клуба его воспитанниками  стали 70 человек постоянного состава, но количественный состав клуба регулярно пополняется за счет временного состава, привлекаемого для подготовки к участию в мероприятиях гражданско-патриотической направленности школьного, городского, регионального и окружного уровней.

        Воспитанниками патриотического военно-спортивного клуба "Вертикаль" являются ученики не только МОУ «СОШ №4», но и других общеобразовательных учреждений (ЛПК, ЛНТ, школ города).         

        Многие воспитанники клуба после обучения в 9 классе продолжили учебу в других образовательных учреждениях города (ЛПК, ЛНТ, школах), выпускники 11-х классов также выбывают из клуба по причине поступления в вузы других городов, а также были призваны на воинскую службу в ВС РФ.

        Воспитанник клуба Рудаков Владимир был призван на военную службу в ВС РФ (Отдельная дивизия особого назначения имени Ф.Э.Дзержинского) и на данный момент готовится к поступлению в вуз ВС РФ.

        Воспитанник клуба Трефилов Артур на данный момент обучается в Тюменском юридическом университете внутренних дел.

        Некоторые воспитанники клуба на данный момент обучаются в вузах гражданской направленности или работают на предприятиях, параллельно получая высшее образование.

       Воспитанники ПВСК "Вертикаль" систематически проявляют себя в школьных и городских соревнованиях по пулевой стрельбе, в городских соревнованиях "Зарница", в городских соревнованиях по пейнтболу, "К защите Родины готов!", городском конкурсе патриотической песни «Виват, Россия!», участвуют с показательными выступлениями в школьных, городских, региональных мероприятиях патриотической направленности. Неоднократно во время городских мероприятий воспитанники ПВСК заступали в почётный караул, обеспечивали знаменную группу.

       За период работы клуба воспитанники, участвуя в школьных, городских, региональных мероприятиях военно-патриотической направленности, показывают хорошие результаты, о чем свидетельствуют дипломы, грамоты за занятые призовые места, благодарности:

 

 

 

 

Результаты деятельности патриотического военно-спортивного клуба "Вертикаль"

Наименование мероприятия

год

к-во

участво-вало

1

I место в городских соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки среди учащихся 1988-1989 г.г. рождения

2004 год

 

8

2

III взрослый разряд по летнему полиатлону (современному многоборью)

2004 год

6 воспитан-ников

29

3

II взрослый разряд по летнему полиатлону (современному многоборью)

2004 год

6 воспитанников

4

II место в соревнованиях по пулевой стрельбе из пневматической винтовки среди учащихся 1990-1992 года рождения общеобразовательных учреждений города

2004 год

 

8

5

III разряд по парашютному спорту

2004-2006 г.г.

8 воспитан-ников

8

6

II взрослый разряд по летнему полиатлону (современному многоборью)

2005 год

3 воспитан-ника

5

7

Диплом I степени I регионального фестиваля военно-патриотической песни "Без памяти нет единой России", посвященного 60-летию Великой Победы в номинации "показательные выступления патриотических клубов"

2005 год

 

14

8

I место в соревнованиях допризывной молодежи "К защите Родины готов!", посвященных Дню защитника Отечества, в конкурсе боевых листков

2005 год

 

11

9

III место в молодежном турнире по пейнтболу, посвященном Всемирному Дню здоровья

2005 год

 

5

10

I место в городских соревнованиях по пулевой стрельбе из малокалиберной винтовки

2005 год

 

8

11

III место в городской военно-спортивной игре "Зарница"

2005 год

 

11

12

Благодарственное письмо за участие в гала-концерте IV городского фестиваля "Виват, Россия!"

2006 год

 

14

13

III место в городских соревнованиях допризывной молодежи "К защите Родины готов!", посвященных Дню защитника Отечества

2006 год

 

11

14

I место на этапе "Неполная разборка и сборка АКМ" городских соревнований допризывной молодежи "К защите Родины готов!", посвященных Дню защитника Отечества

2006 год

 

11

15

III место на этапе "Прикладное плавание" городских соревнований допризывной молодежи "К защите Родины готов!", посвященных Дню защитника Отечества

2006 год

 

11

16

I место в городских соревнованиях по стрельбе из малокалиберной винтовки (старшая группа)

2006 год

 

8

17

I место в городских соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки (младшая группа)

2006 год

 

8

18

III место в городских соревнованиях по пулевой стрельбе из малокалиберной винтовки (старшая группа)

2007 год

 

8

19

I место в виде "стрельба из малокалиберной винтовки" в городских соревнованиях "К защите Родины готов!"

2007 год

 

7

20

Диплом I степени в городском фестивале военно-патриотической песни "Виват, Россия!" в номинации "Патриотические клубы".

2007 год

 

14

21

За время работы клуба воспитанниками выполнены юношеские и взрослые разряды по пулевой стрельбе из малокалиберной и пневматической винтовки.

2004-2007 г.г.

12 воспитанников

 

 

 

итого:

199

      

Также мною было разработано положение об открытых соревнованиях по летнему полиатлону (современному многоборью), организованы и проведены открытые соревнования по летнему полиатлону, в которых выполнены 12 взрослых разрядов, вручены разрядные книжки (приложение 9 ).

     Кроме вышеперечисленных мероприятий, за время существования клуба воспитанники принимали участие в школьных мероприятиях:

*    «Посвящение в кадеты» в 2004 году с показательным выступлением;

*    Праздничный концерт, посвященный 23 февраля, с показательным выступлением (2005 год);

*    Концерт в день встречи выпускников в 2005 году с показательным выступлением;

*    Праздничный концерт, посвященный Дню матери, с показательным выступлением (2005 год);

*    Праздничный концерт, посвященный 9 мая, с показательным выступлением (2005 год);

*    «Посвящение в кадеты» в 2006 году с показательным выступлением юношей, обеспечение знаменной группы, а также хореографическая композиция девушек;

*    Праздничный концерт, посвященный 23 февраля, с показательным выступлением юношей, хореографическая композиция девушек (2006 год);

*    Концерт в день встречи выпускников в 2006 году с показательным выступлением юношей, а также с хореографической композицией девушек;

Принимали активное участие в городских мероприятиях:

*    «Окружной семинар дополнительного образования» в 2006 году с показательным выступлением юношей, а также с хореографической композицией девушек;

*    10 лет детскому объединению «Я сам» в 2006 году с показательным выступлением юношей, а также с хореографической композицией девушек;

*    Городское мероприятие по вручению паспортов главой города  Лангепаса в 2006 году – обеспечивали знаменную группу;

*    Городское мероприятие «Спортивная элита»;

*    Принимали участие во встрече молодежных объединений с главой города Лангепаса, на которой воспитанники вышли с предложением о создании единой полосы препятствия в городе. Мною был разработан проект единой полосы препятствия, элементов спортивного городка и представлен на рассмотрение в отдел по молодежной политике администрации города Лангепаса (приложение 10);

*    Городское мероприятие по вручению приписных удостоверений юношам, первоначально поставленным на воинский учет  в 2007 году с показательным выступлением юношей, а также с хореографической композицией девушек;

*    Окружная комиссия по проверке гражданско-патриотического воспитания в г. Лангепасе в 2006 году с показательным выступлением;

*    Городской конкурс патриотической песни «Виват, Россия!» в 2006 году с показательным выступлением (в качестве гостей);

*    Окружная комиссия по проверке гражданско-патриотического воспитания в г. Лангепас в 2007 году (показательное выступление юношей, а также хореографическая композиция девушек);

*    Визит депутата Государственной Думы Асеева Владимира Михайловича в г. Лангепас в 2007 году (показательное выступление юношей, а также хореографическая композиция девушек);

*    Визит Председателя Думы ХМАО-Югры  Сондыкова Василия Семеновича в г. Лангепас в 2007 году (показательное выступление юношей, а также хореографическая композиция девушек);

*    Закрытие городских соревнований силовых структур на базе Дворца Спорта в 2007 году с показательным выступлением юношей, а также с хореографической композицией девушек;

       Хотелось бы акцентировать внимание на том, что воспитанником ПВСК  «Вертикаль» может быть любой гражданин (гражданка) Российской Федерации  в возрасте от 10 до 30 лет, принимающий активное участие в его деятельности. И это подтверждается тем, что в клубе занимаются, а также принимают активное участие  ребята из разных образовательных учреждений города и даже есть работающая молодежь.

       Моя работа отмечена Благодарственным письмом за показательное выступление воспитанников в Гала – концерте IV  городского фестиваля «Виват, Россия!» (отдел по молодежной политике администрации города Лангепас – 2006 год), дипломом «За вклад в дело военно-патриотического воспитания допризывной молодежи, физической и морально-психологической подготовки юношей к службе в армии, воспитания высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского и воинского долга и конституционных обязанностей по защите интересов России, а также привитие любви к Родине и ее Вооруженным Силам » (военный комиссар города Лангепас – 2006 год), Благодарственным письмом «За активную работу по развитию творческих способностей подростков и молодежи, а также подготовку участников фестиваля военно-патриотической песни «Виват, Россия!» (отдел по молодежной политике администрации города Лангепас – 2006 год), награжден нагрудным знаком «За патриотическое воспитание», юбилейной медалью к двухсотлетию сухопутных войск (военный комиссар города Лангепас – 2006 год), Грамотой за высокие результаты военно-патриотического образования обучающихся, участие в Окружном конкурсе по подготовке допризывной молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и в связи с празднованием Дня защитника Отечества (Директор МОУ ЦДО «Патриот» - 2007 год), Благодарственным письмом за активную работу по развитию творческих способностей подростков и молодежи и подготовку участников фестиваля военно-патриотической песни «Виват, Россия!», посвященного Дню защитника Отечества (отдел по молодежной политике администрации города Лангепас – 2007 год), Почетной грамотой за многолетний добросовестный труд, инициативу и творчество в формировании патриотического воспитания подрастающего поколения (начальник управления образования администрации города Лангепаса – 2007 год).

       К числу положительных результатов деятельности клуба следует отнести и такие:

*    Среди воспитанников клуба большое число подростков, относимых  к  так называемым  «трудным». В клубе они обрели настоящих товарищей, нашли дело по душе, добились определенных успехов и   признания в обществе, что подтверждается самооценкой,  отзывами родителей и педагогов,  результатами психологических диагностик, целью которых являлось выявление сформированности таких нравственных качеств, как чувство товарищества, ответственность, работоспособность, патриотизм и др.

*    При проведении  диагностик, направленных на выявление сформированности у старшеклассников патриотических качеств, воспитанники клуба сознательно выделялись в отдельную группу с целью сравнения их показателей с остальными группами старшеклассников, например, классными коллективами. Полученные результаты  позволяют сделать вывод о более осознанном, ценностном отношении этих ребят к вопросам, связанным с гражданским самоопределением, готовностью и способностью к службе в рядах Вооруженных Сил РФ (приложение 11).

*    Педагоги школы  отмечают, что ребята, занимающиеся в клубе, меняются в лучшую сторону: становятся воспитанней, дисциплинированней, отзывчивей.

 

Формирование  гражданско-патриотических качеств

обучающихся  на уроках  ОБЖ

       Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Обозначу основные подходы, которыми руководствуюсь в преподавании этого курса.

       Так, большое место уделяю мотивации. Для меня важно осознание подростком целевой установки при изучении предмета, а именно: курс ОБЖ поможет подготовиться к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор.

       Преподавание осуществляю с позиции деятельностного подхода, который реализую через  педагогические технологии:

1)     проектную;

2)     информационную;

3)     игровую (деловые и ролевые игры).

       Важное место в преподавании основ безопасности жизнедеятельности занимает интеграция с другими предметами. Например, при изучении темы "Символы воинской чести и славы"  акцентирую  внимание учащихся на происхождении некоторых слов. Так, слово "прапор" пришло к нам с Древней Греции. На Украине это слово употребляется и в нынешние дни, в русском же языке оно звучит как "знамя". А вот слово "прапорщик" в русском языке сохранилось и употребляется в значении воинского звания. В прошлом военнослужащие в звании прапорщика отвечали за сохранность боевого знамени воинской части. Почитание боевого знамени ввел Николай I , а клятву перед боевым знаменем  ввел Петр I (с тех пор до сегодняшнего дня знамя воинской части является святыней). При правлении Петра I знаменный взвод, не уберегший знамя, подлежал расстрелу, полк (воинская часть) - расформированию. Нововведения Петра сохранились до наших дней. Правда, в нынешнем уставе Вооруженных Сил РФ это звучит немного по-другому: "При утрате боевого знамени воинская часть  расформировывается, а военнослужащие, причастные  к утрате боевого знамени, подлежат воинскому трибуналу". При такой подаче материала прослеживается прямая связь с историей и русским языком. Богатый фактический материал для осуществления межпредметных связей дают такие учебные предметы, как химия, физика, биология, география, математика и другие.

       Важным составляющим всесторонней подготовки школьников по основам безопасности жизнедеятельности, а также юношей к действительной военной службе являются воспитание у них творческого, системного характера мышления, формирование умения мобильно использовать знания при изучении школьных дисциплин.

         Одним из принципов обучения является принцип систематичности, последовательности и комплексности. Человек только тогда сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляют собой единый комплекс. Он формируется путем установления межпредметных связей, связей между темами и разделами внутри учебной дисциплины. Межпредметные связи помогают учащимся не просто заучивать то или иное положение, но и понимать его глубинный смысл, помогают повысить интеллектуальный и эмоциональный уровень учащихся.

       Считаю важным  показывать учащимся социальную значимость их творческой деятельности. Так, например,  в сотрудничестве с преподавателем технического труда ребята изготовили макет бомбоубежища для оформления кабинета основ безопасности жизнедеятельности, а также пополнения материально-технической базы согласно требованиям оснащения кабинета (приложение 12). Ролевая игра «Ориентирование на местности» наглядно демонстрирует обучающимся важность топографических знаний, умений ориентироваться, быть физически подготовленным в сложной жизненной ситуации спасти себя или другого человека.

       Кроме обычных реферативных работ, сообщений учащиеся выполняют проекты в виде сайта  с  применением  компьютерных технологий:

*    «Вооруженные Силы Российской Федерации в живописи»;

*    «История развития пулевой стрельбы»;

*    «Дни воинской славы России»;

*    «Оказание первой медицинской помощи»;

*    «Гражданская оборона»;

*    «Электронный учебник по разделам «Основы военной службы», «Гражданская оборона».

       Выбранная форма – сайт – дает возможность обучающемуся не только пополнить свой багаж знаний, расширить кругозор, развивать свои практические умения,  но и  позволяет воспользоваться ими другим людям, быть им полезным. Предлагаемая тематика таких работ носит и воспитательный характер. 

       Важное место в любой деятельности занимает самоконтроль (рефлексия) и контроль. Мною разработаны тестовые задания по разделам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-х, 11-х классов. Разработаны  мини-тесты (10-15 вопросов с вариантами ответов), которые предназначены для контроля изученного материала на предыдущем уроке или для закрепления знаний по определенной тематике или разделу. Время, затраченное учащимися на выполнение таковых тестовых заданий, 7-10 минут, что позволяет оценить всех учащихся за короткий период и перейти к изучению следующей темы (что очень важно при малом количестве часов по предмету – 1 час в неделю). Также разработаны тестовые задания на 20, 30, 60, 80 вопросов, которые позволяют также оценить знания всех учащихся при закреплении определенной темы или раздела. Для проверки тестовых заданий я разработал матрицы, с помощью которых затраты времени на проверку работ минимальные. В тестовые задания  включаются некоторые вопросы, связанные с другими предметами (история, русский язык, физика, химия, биология) для расширения кругозора учащихся, или носящие воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изучаемым материалом (приложение 13).

     Разработан раздаточный материал по разделам: «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы военной службы». Этот материал разработан в виде систематизированных и структурированных таблиц, алгоритмов, вопросов в виде писем по правовым основам военной службы, и это позволяет проводить уроки намного эффективней и интересней. (приложение  14).  

     Использую на уроках также медиаучебник по основам безопасности жизнедеятельности, учебные видеосюжеты по разделам курса, а также материально-техническую базу, имеющуюся в нашем образовательном учреждении.

     В воспитательных, мотивационных целях использую видеоролики, созданные мною, а также воспитанниками патриотического военно-спортивного клуба «Вертикаль» о воинской доблести, героизме и повседневной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации  наших соотечественников, а также об участии наших ребят в пятидневных военно-полевых сборах, школьных и городских мероприятиях гражданско-патриотической направленности.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В данной работе сделана попытка описать педагогическую деятельность автора в качестве руководителя патриотического военно-спортивного клуба «Вертикаль»,  преподавателя    предмета  «Основы  безопасности  жизнедеятельности» по теме «Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося».    

       Формирование гражданско-патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Гражданско-партиотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую гражданскую деятельность.

       В работе рассмотрено понятие патриотического воспитания, его сущность и содержание. Определены и охарактеризованы методы формирования гражданско-патриотических качеств личности, используемых автором в педагогической деятельности. Описан опыт по формированию  гражданско-патриотических качеств воспитанников патриотического военно-спортивного клуба «Вертикаль», а также обучающихся на уроках ОБЖ, а именно: содержание и подходы к организации и проведению уроков и внеклассных мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации  подростков, демонстрацию подросткам значимости их деятельности, признания  и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

       Описанный опыт позволяет сделать следующие выводы:

·        Используемый комплекс  педагогических  условий  в рамках уроков  ОБЖ  и деятельности  патриотического военно-спортивного     клуба «Вертикаль» эффективен для  формирования в подростках  качеств гражданина и патриота.

·        Старшеклассники проявляют интерес к занятиям патриотического направления.

·        Воспитательная работа гражданско-патриотического направления актуальна для педагога и школы в целом, поскольку говорить о сформированности  гражданско-патриотических качеств обучающихся школы рано.

·        Программа «Система гражданско-патриотического  воспитания  МОУ  «Средняя  общеобразовательная  школа № 4»  г. Лангепаса»,  разработанная до 2010 г.,  призвана решать проблемы данного направления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.     Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.

2.     Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.

3.     Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

4.     Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

5.     Воронцов, В.  Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380 с.

6.     Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

7.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».

8.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

9.     Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

10. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

11. Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. – М.: Просвещение, 1990. – 237 с.

12. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 134 с.

13. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г. А.Колодницкий,

     В. Н.Латчук, В. В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И.Хабнер. – М.:

     Дрофа, 2001. – 192 с.

14. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

15. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А. Н.Кузибецкий, Е. В.Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с.

16. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / сост. Н. В.Мазыкина, Б. И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. – М.: Мнемозина, 2000. – 192 с.

17. Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Военное издательство, 1994. – 328 с.

18. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с.160.

19. Харламов,  И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 512 с.

20. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".